Форум любителей технической старины
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?
21 Января 2018, 16:17:36

Войти
30750 Сообщений в 3328 Тем от 332 Пользователей
Последний пользователь: O_Henry
* Начало Помощь Поиск Календарь Войти Регистрация
+  Форум любителей технической старины
|-+  Музей МРВ В.Г.Вотинова
| |-+  Личная конференция В.Г. Вотинова (Модератор: UR6CW)
| | |-+  Радиоприёмник СВД-1 - легенда радиопрома СССР
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему. « предыдущая тема следующая тема »
Страниц: 1 [2]  Все Вниз Печать
Автор Тема: Радиоприёмник СВД-1 - легенда радиопрома СССР  (Прочитано 13075 раз)
michvl
Заслуженный ламповик
****
Offline Offline

Сообщений: 174



« Ответ #20 : 04 Ноября 2013, 18:35:30 »

А в чем целесообразность такой установки конденсаторов? В крайнем случае можно было сделать П-образную пластину, установить ее на шасси и крепить на нее конденсатор выводом вниз
Колпачок - это может быть еще и дополнительный экран? Но зачем?
Думаю, электролиты были тогда взрывоопасными, без пробок. Колпачки предохраняли.
Записан
UR6CW
Локальный модератор
***
Offline Offline

Сообщений: 1988


« Ответ #21 : 05 Ноября 2013, 11:38:24 »

Ответить на вопрос – почему так делали 75 лет назад -  очень трудно, а иногда и невозможно. В своих публикациях показываю в основном  у с т р о й с т в о  конкретных аппаратов с конкретными заводскими номерами. А вопрос – почему делали так или иначе? – оставляю за скобками потому, что это совершенно другая работа, там нужны другие знания.  
Теперь о колпачках.
 Колпачки взрыв не предотвращали. Электролиты взрывались как без колпачков, так и с колпачками. Чтобы предотвращать взрыв нужно  соблюдать технологию производства и правила эксплуатации электролитов. Другое дело  - правила техники безопасности. Их нужно соблюдать как при эксплуатации приёмников, так и при ремонте. У приёмников СВД всех моделей и модификаций не было задних стенок, а были матерчатые занавески. По этой причине, внутрь приёмника мог заглянуть и пощупать всё своими руками  любой владелец этого приёмника (и не в последнюю очередь его любознательные дети). А там, на виду открытые контакты электролитов с высоким напряжением. Вместо колпачков можно было на дно стакана положить  шайбу из изоляционного материала, а электролит вставить в стакан контактом вниз. Точно так же и с задней стенкой. При весе приёмника 20 кг, вес и стоимость задней стенки из 6-ти миллиметровой фанеры были ничтожно малы, а вот хоть какая-то защита от проникновения была.  Почему об этом не задумывались, когда проектировали приёмник – сейчас трудно ответить. В зарубежных приёмниках того времени иногда задняя стенка была неотъемлемой частью корпуса приёмника.

Для примера показываю фотографии.

1.   Задняя стенка на металлических шарнирах
2 и 3.   Задняя стенка на кожаных шарнирах.  


*  (344.31 Кб, 2048x1536 - просмотрено 496 раз.)

*  (81.58 Кб, 1117x1350 - просмотрено 510 раз.)

*  (77.55 Кб, 1159x1395 - просмотрено 541 раз.)
« Последнее редактирование: 05 Ноября 2013, 12:10:45 от UR6CW » Записан
Vadim
Администратор
*
Offline Offline

Сообщений: 5325



« Ответ #22 : 05 Ноября 2013, 12:00:53 »

Думаю, электролиты были тогда взрывоопасными, без пробок. Колпачки предохраняли.

По имеющейся у меня информации в то время было два типа электролитических конденсаторов - с гайкой и без нее. Первые ставились исключительно в военную аппаратуру, так как были относительно высокого качества. Конденсаторы без гайки (менее надежные) ставились в бытовую аппаратуру, и для этого изготавливались специальные гнезда-стаканы, которые дном прикреплялись к шасси, либо конденсаторы крепились скобками к шасси (например в ВЭФ-557). Возможно из этих же соображений изготавливались колпачки на плюсовой вывод конденсаторов. Таким образом есть версия, что колпачки нужны были из-за недостаточного количества конденсаторов с гайкой, поставляемых на радио заводы, изготавливающие бытовые радиоприемники.
Записан
UR6CW
Локальный модератор
***
Offline Offline

Сообщений: 1988


« Ответ #23 : 07 Ноября 2013, 14:10:43 »

   Информация к размышлению.

В музее сохранились электролиты первых послевоенных лет, применявшиеся в бытовой аппаратуре.
1и 2. Конденсатор, который крепился на шасси гайкой. Завод изготовитель № 287 (судя по логотипу на торце конденсатора),  принадлежавший в то время Министерству авиационной промышленности (МАП). Размеры конденсатора: диаметр корпуса 30 мм, высота 112 мм.                                                                                                                    3. Конденсатор, который крепился другими способами.  
Фотографии:
1. Общий вид конденсаторов, крепящихся гайкой.
2. Логотип завода изготовителя.
3. Кконденсатор, крепящийся другими способами.
 


*  (71.01 Кб, 1054x551 - просмотрено 505 раз.)

*  (74.21 Кб, 919x468 - просмотрено 529 раз.)

*  (56.21 Кб, 1003x324 - просмотрено 472 раз.)
Записан
UR6CW
Локальный модератор
***
Offline Offline

Сообщений: 1988


« Ответ #24 : 07 Ноября 2013, 14:20:57 »

В бытовой аппаратуре применялись оба типа конденсаторов. Конденсатор с креплением гайкой ставился видимо, только в приёмники 1-го класса  (разговор идёт об аппаратуре, выпущенной после 1945 года).
Примером служит приёмник «Нева», заводской номер 4780, дата выпуска 1948 г., выпущенный на заводе № 287. Из четырёх, первоначально установленных на нём электролитов, два были заменены в процессе эксплуатации приёмника. В музей приёмник поступил с отсутствующим силовым трансформатором (результат пробоя электролита). Третий электролит пришлось заменить при запуске приёмника от отдельного силового трансформатора.  Оставшийся не заменённым электролит, имеет логотип завода № 287.

Фотографии.
1. Логотип, модель, номер и год выпуска.
2. Шасси, вид сзади.
3. Виден логотип на не заменённом конденсаторе.


*  (138.09 Кб, 1995x1482 - просмотрено 467 раз.)

*  (75.01 Кб, 1475x1377 - просмотрено 614 раз.)

*  (121.64 Кб, 2048x1536 - просмотрено 576 раз.)
Записан
UR6CW
Локальный модератор
***
Offline Offline

Сообщений: 1988


« Ответ #25 : 07 Ноября 2013, 14:25:23 »

Монтаж приёмника очень плотный. При такой плотности монтажа, замена электролитических конденсаторов представляет большую трудность. Качество деталей достаточно высокое. Совершенно отсутствуют резисторы типа ТО и конденсаторы типов КБ или БК. А вот электролитические конденсаторы ставили, видимо, те, что не прошли военную приёмку.  
Фотографии.  
1. Вид на шасси снизу.
2. До не заменённого электролита, без снятия контурной катушки, добраться не возможно. Гайку , крепящую его, на фотографии  практически не видно.


*  (121.23 Кб, 1797x1269 - просмотрено 553 раз.)

*  (108.85 Кб, 1303x951 - просмотрено 533 раз.)
Записан
UR6CW
Локальный модератор
***
Offline Offline

Сообщений: 1988


« Ответ #26 : 07 Ноября 2013, 14:31:52 »

В музее есть ещё одна «Нева», зав. № 2957. На ней тоже отсутствует силовой трансформатор и заменены электролиты.  
1. Логотип, название,  № 2957, 1948 г.
2. Вид на шасси сзади.


*  (81.47 Кб, 1871x1347 - просмотрено 489 раз.)

*  (72.26 Кб, 1435x1413 - просмотрено 534 раз.)
Записан
michvl
Заслуженный ламповик
****
Offline Offline

Сообщений: 174



« Ответ #27 : 07 Ноября 2013, 16:18:48 »

Спасибо за информацию. Возникли вопросы. Почему горели силовики? Разве предохранитель не был предусмотрен? Состояние конденсатора переменной емкости на первом образце плачевное. Восстанавливаются ли КПЕ в таком состоянии? Четыре красных резистора в подвале шасси типа МЛТ-1, думаю, в то время не выпускались. Видимо, результат ремонта после выгорания силовика?
Записан
UR6CW
Локальный модератор
***
Offline Offline

Сообщений: 1988


« Ответ #28 : 08 Ноября 2013, 00:21:08 »

Приношу свои извинения за допущенную ошибку – описываемые приёмники не «Нева», а «Нева-48».
 
Небольшое добавление к ранее написанному. В следующей модели «Нева-51» электролитические конденсаторы крепятся не гайками, а специальными хомутами.  

Фотографии. 
1.  Радиоприёмник «Нева-51», вид сзади.
2. Логотип, год выпуска и зав. №16552.


*  (85.04 Кб, 1788x1182 - просмотрено 540 раз.)

*  (114.16 Кб, 2048x1536 - просмотрено 509 раз.)
Записан
UR6CW
Локальный модератор
***
Offline Offline

Сообщений: 1988


« Ответ #29 : 08 Ноября 2013, 00:38:37 »

Спасибо за информацию. Возникли вопросы. Почему горели силовики? Разве предохранитель не был предусмотрен? Состояние конденсатора переменной емкости на первом образце плачевное. Восстанавливаются ли КПЕ в таком состоянии? Четыре красных резистора в подвале шасси типа МЛТ-1, думаю, в то время не выпускались. Видимо, результат ремонта после выгорания силовика?

1.   Причин может быть несколько.
Предохранитель срабатывает при достижении предельного тока. В случае повышения тока, не доходящего до установленного предела, предохранитель не сработает. Например, появившаяся по какой-либо причине утечка в конденсаторе, вызовет повышение нагрузки на трансформатор, но не на столько, чтобы сработал предохранитель. Повышение нагрузки вызовет перегрев трансформатора, что в конечном счёте, приведёт к повреждению изоляции обмоточного провода, далее межвитковое замыкание и выход и строя трансформатора. Предохранитель сработает, но будет уже поздно. Когда говорят – сгорел трансформатор – это не значит, что он горел пламенем.  Достаточно случится межвитковому пробою – и, трансформатор нужно перематывать.
Можно еще привести несколько примеров, но все они, как правило, касаются человеческого фактора: где-то, кто-то, что-то сделал не так.  

2.   Да, КПЕ в плачевном состоянии, но так как он закрыт снаружи, то пластины оказались без повреждения. На этих приёмниках блоки КПЕ, похожи  на блоки PHILIPS. Закрытые блоки мне восстанавливать не приходилось.  

3.   Относительно резисторов МЛТ. Там стоят МЛТ-2, и их не четыре, а пять. Эти приёмники, вернее шасси без корпусов, без шкал и без динамиков, появились в музее давно. Руки до них дошли два года назад. Я их сфотографировал и решил запустить. Посмотрев схему «Невы-48», определил номиналы сгоревших проволочных резисторов. Эти резисторы составляют делитель напряжения в минусе питания.  Так как делать проволочные резисторы мне не захотелось, то решил поставить  резисторы МЛТ-2. Два параллельно по 220 дали 110 ом, два  параллельно по 150 дали 75 ом (нужно 74 ома) и один, близкий к 17 омам. Для питания использовал силовой трансформатор от Балтики.
 
« Последнее редактирование: 08 Ноября 2013, 00:45:40 от UR6CW » Записан
Страниц: 1 [2]  Все Вверх Печать 
« предыдущая тема следующая тема »
Перейти в:  

8: Undefined variable: header
Файл: /var/www/vhosts/oldradio.org.ua/subdomains/forum/httpdocs/last.php
Строка: 49