Форум любителей технической старины
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?
16 Октября 2018, 15:57:53

Войти
30913 Сообщений в 3348 Тем от 346 Пользователей
Последний пользователь: Openair
* Начало Помощь Поиск Календарь Войти Регистрация
+  Форум любителей технической старины
|-+  Музей МРВ В.Г.Вотинова
| |-+  3. Военная и промышленная аппаратура производства СССР.
| | |-+  Радиополукомпас-отметчик РПКО-10М
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему. « предыдущая тема следующая тема »
Страниц: [1] Вниз Печать
Автор Тема: Радиополукомпас-отметчик РПКО-10М  (Прочитано 1807 раз)
UR6CW
Модератор
*
Offline Offline

Сообщений: 2088


« : 28 Декабря 2017, 20:22:14 »

Радиополукомпас-отметчик  РПКО-10М
  
Заводской номер  М48837
Выпущен   1947г., июнь.
Музей МРВ,  фото  автора.  
 
Начало выпуска – после окончания ВОВ
Окончание выпуска  - не установлено.

Назначение прибора.
 
Прибор устанавливается на самолётах и предназначен для определения  направления на работающую радиостанцию, а также для «слепой» посадки в условиях плохой видимости.
Вторая часть слова ПОЛУКОМПАС говорит о том, что для определения точного направления на работающую станцию по минимуму сигнала, нужно в ручную поворачивать рамочную антенну. На смену радиополукомпасам  со временем, пришли автоматические радиокомпаса (АРК).
Буква «О» обозначает, что прибор  сигналом отмечает  момент прохождения самолёта над приводной радиостанцией аэродрома при слепой посадке.
Применялся на  первых самолётах ЯК-12, на штурмовиках ИЛ-10, на первых реактивных истребителях МИГ-9.
Прибор работает на 9-ти радиолампах. Из них 6К7 – 4 шт. 6А8 – 4 шт. и 6Г7 – 1 шт.Маркировка радиоламп нанесена ударным методом сверху шасси около ламповых панелек.

Предшественники РПК-10, РПК-2.  
Радиополукомпас РПКО-10М выпускался по лицензии в Чехословакии для Стран Варшавского договора.

Фотографии.
1. Вид спереди.
2. Общий вид слева.
3. Общий вид справа.
4. Шильдик.


*  (141.91 Кб, 2334x1872 - просмотрено 212 раз.)

*  (130.74 Кб, 2750x2150 - просмотрено 315 раз.)

*  (138.94 Кб, 2688x1954 - просмотрено 316 раз.)

*  (87.13 Кб, 350x199 - просмотрено 308 раз.)
Записан
UR6CW
Модератор
*
Offline Offline

Сообщений: 2088


« Ответ #1 : 28 Декабря 2017, 20:28:52 »

5 и 6. Общий вид с поднятой кршкой.
7. Вид на шасси сверху.
8. Вид на монтаж.


*  (155.18 Кб, 3048x2772 - просмотрено 197 раз.)

*  (154.79 Кб, 3078x2796 - просмотрено 270 раз.)

*  (178.53 Кб, 2428x1976 - просмотрено 290 раз.)

*  (295.91 Кб, 3222x2696 - просмотрено 374 раз.)
Записан
UR6CW
Модератор
*
Offline Offline

Сообщений: 2088


« Ответ #2 : 28 Декабря 2017, 20:35:14 »

                                    ЛАУРЕАТ  СТАЛИНСКОЙ  ПРЕМИИ
   Владимир Флорианович Волков родился в г. Куйбышевев 1918 году, практически одновременно с Первым государственным электротехническим заводом предшественником московского завода № 203 им. С. К. Орджоникидзе и ОАО «Сарапульский радиозавод».
  
   На столичное предприятие Владимир пришел регулировщиком в сентябре 1936 года, сразу после окончания Куйбышевского техникума. Именно здесь началась его стремительная производственная жизнь. Уже в марте 1937 года он занял должность инженера в самом сердце завода - лаборатории по разработке спецаппаратуры отдела Главного конструктора.

   Из характеристики от 5 февраля 1941 года, подписанной директором завода № 203 Тиминым:«…Тов. Волкова можно охарактеризовать как способного, дисциплинированного работника, проявляющего всегда большую инициативу при выполнении порученной ему работы. За время работы в отделе Главного конструктора тов. Волков по своей инициативе во внеплановое время самостоятельно разработал один оборонобъект, который принят и получил вы-
сокую оценку».
   Сегодня уже можно рассказать, что это был за «оборонобъект». Являясь членом
комсомольской бригады отдела Главного конструктора, во внеурочное время Волков участвовал в разработке и изготовлении впервые созданного в Советском Союзе приемопередатчика для связи самолетов-истребителей с базой и между собой. Технические характеристики новой конструкции «Сокол-Орел» были высоко оценены Наркоматом обороны. В том же году во время советско-финской войны молодой инженер впервые попал на фронт. В числе небольшой группы комсомольцев завода он участвовал в установке раций прямо на боевые самолеты и занимался обучением летного состава в условиях войны. Новая радиостанция получила безоговорочное признание во всех частях Красной Армии. И впоследствии передатчик «Орел», выпускаемый уже на базе сарапульского завода, станет основным оборудованием радиосвязи на фронте. Осенью 1941 года в составе первого эшелона эвакуированного в
г. Сарапул московского завода им. Орджоникидзе Владимир Волков прибыл в наш город. Впоследствии он вспоминал: Первым заданием Владимира Волкова на сарапульской земле было освоение впервые созданных в СССР радиополукомпасов для слепого самолетовождения «Чайка» «Чаенок», за которые он будет удостоен впоследствии Сталинской премии. Здесь же он завершал испытания радиополукомпаса-отметчика «Пчела», которые проводил по приказу ГК НИИ ВВС в декабре 1941 года. После этого изделие было успешно принято на вооружение, и летом 1942 года его серийное производство началось в Сарапуле.
   «В середине декабря 1941 года я дней на 10-12 выезжая в ГК НИИ ВВС, который к тому времени уже перебазировался на аэродром в Кольцово, находившийся вблизи г. Свердловска. Поездка была необходима для завершения испытаний радиополукомпаса-отметчика «Пчела», начатых еще на аэродроме Чкаловский подМосквой.
   Во-первых, помню беседы в техотделе 2-го Главного управления о ходе работ на заводе по выпуску самолетной радионавигационной аппаратуры и о результатах государственных испытаний объекта «Пчела». Во-вторых, сообщение старшего инженера этого отдела Киры Наумовны Жуковой, что Главное управление и Наркомат намечают выдвинуть созданные нами радиополукомпасы РПК-2 и РПК-I0 (первый из которых уже использовался в боевых действиях авиации) на соискание Сталинской премии. Поначалу не очень верилось в такую высокую оценку нашего труда, но сам факт, что обсуждался вопрос о присуждении нам Сталинской премии, был воспринят мною весьма радостно и послужил стимулом для дальнейшей напряженной работы всего коллектива лаборатории» - вспоминал позже об этой поездке В. Ф.Волков. Сообщение о присуждении Владимиру Волкову Сталинской премии пришло на завод совсем неожиданно 14 апреля 1942 года. «В этот день я находился в лаборатории, и вдруг мое внимание привлек громкий топот большого количества людей. Открывается дверь, и в комнату вбегают человек 5-6 работников отдела главного конструктора и горячо поздравляют с присуждением мне звания лауреата Сталинской премии. Они в это время слушали радио и были удивлены таким     сообщением. Несмотря на то что для меня известие не было совсем неожиданным, я основательно удивился и обрадовался». Вскоре по этому поводу директором завода Н. И. Воронцовым был проведен небольшой митинг инженерно-технических работников и рабочих, главным образом административного корпуса и цеха № 8, выпускавших радионавигационную аппаратуру. Затем, числа 15 апреля 1942 года, были получены центральные газеты, которые положили конец моему еще какому-то небольшому, но сомнению, правда ли все это. Я действительно стал лауреатом Сталинской премии в разгар Великой Отечественной войны, в 1942 году, за создание радионавигационных
приборов, существенно повышающих боеспособность военных самолетов. В этом я видел свой личный вклад в разгром немецких захватчиков». Документы лауреата Владимир Флорианович получит лишь во второй половине мая, так как уже 18 апреля по
заданию ГК НИИ ВВС он срочно выехал в действующее подразделение штурмовой авиации Западного фронта. Именно там впервые отрабатывалось применение радиополукомпаса «Чаенок» РПК-10 на основных машинах штурмовой авиации времен Великой Отечественной войны -ИЛ-2 и ИЛ-10. Отработку применения радиополукомпаса РПК-10 командование Военно-Воздушных сил наметило провести в боевых частях штурмовой авиации, для чего В.Ф. Волков и был отправлен в одну из частей Западного фронта, проходившего в то время у городов Козельск и Сухиничи.

   Оказавшись в самом центре военных действий, Владимир Флорианович на себе     почувствовал весь ужас и масштаб идущих боев за Москву. Буквально под обстрелом и постоянными налетами вражеской авиации, когда в небо поднималось до 60 немецких самолетов, он и монтажер завода А. Иноземцев проводили установку изделия. Прямо во фронтовой землянке занимались они и обучением летного и технического состава  боевой части. Учитывая, что первая партия нового аппарата состояла всего из 20 комплектов, ее устанавливали лишь на самолеты командного звена, да и то по одной натри машины.
«Интерес летчиков к навигационному прибору, особенно после его опробования по местной приводной радиостанции, был огромен. В них появилась уверенность в правильном самолетовождении, какая-то молодецкая удаль, и они уже не мыслили своих дальнейших боевых вылетов без наших «Чаенков», - с гордостью вспоминал позже В. Ф. Волков.  Командование части и весь летный состав, имевший на своих машинах РПК-10, подготовили ВВС положительный отзыв, и на завод Волков уезжал с теплым чувством личного вклада в разгром врага, а главное - сохранения жизни многих тысяч советских летчиков. Находясь на фронте, он видел сам, как стремительно менялся летный состав на аэродроме. Практически каждые две недели проходило полное обновление боевого подразделения. «На обратном пути с фронта я смог получить свои документы в Комитете по Сталинским премиям. Вручал мне их министр высшего образования т. С. Кафтанов. Не могу забыть своего волнения в тот момент, когда я получил диплом лауреата Сталинской премии и когда шел по улицам Москвы. Действительно, как говорят, не чувствуя под собой ног. Когда я прибыл на завод в Сарапул, наши механики из лаборатории изготовили мне специальный алюминиевый футляр для хранения лауреатского диплома. Все на заводе, да и в городе с большим интересом знакомились с этим дипломом как с единственным документом, имеющим личную подпись И. В. Сталина (не факсимиле, а именно подпись, и это в 1942 году, когда шла ожесточенная война и т. Сталин был Верховным Главнокомандующим ВооруженныхСил Советского Союза).
   В самом начале 1943 года, когда практически решался вопрос исхода войны, руководство завода поручило 25-летнему, но уже опытному Владимиру Волкову возглавить вновь созданную лабораторию по созданию радиоизделий боевой авиации. Небольшая группа инженеров и технических работников, которая, занимаясь внедрением, испытанием, ремонтом своих изделий и обучением персонала, работала прямо на     передовой линии фронта, на базах в городах Воронеж, Сталинград, Ростов-на-Дону. Возглавляемая В. Ф. Волковым лаборатория только за два с половиной года завершающегося этапа войны дала армии семь новых и модернизированных конструкций. В результате в воинские части поступило 53 000 образцов высококлассной авиационной радиоаппаратуры. Спустя многие годы, Владимир Флорианович Волков назовет сарапульский период своей жизни не только важным, но и счастливым. Здесь в 1943 году он получил свой первый знак «Отличник Наркомата СССР». В январе 1944 года - первый орден Красной Звезды. Здесь в ноябре 1943 года он вступил в ряды членов ВКП(б). В 1944 году возглавил городскую делегацию на 1-й конференции бригадиров комсомольско-молодежных бригад Удмуртии. 9 мая 1945 года именно ему коллектив доверил высокое право выступить на торжественном собрании по случаю вручения заводу № 203 ордена Трудового Красного Знамени. А сам конструктор в этот день получил очередную награду - орден Ленина. Приказом Народного Комиссариата электропромышленности СССР от 05.11.1945 года В. Ф. Волков был переведен с завода № 203в Технический отдел Наркомата и назначен ведущим инженером отдела по всему электро- и радиооборудованию самолета В-4, изготавливаемому НКЭП.
  
   Из протоколов собраний трудовых коллективов подразделений ОАО «Сарапульский радиозавод»  
Немало героических  дел совершили наши заводчане в годы Великой Отечественной войны. Имя Владимира Флориановича Волкова среди них, несомненно,
занимает одно из ведущих мест. Не только его знаменитые радиополукомпасы, но и целая серия радионавигационной аппаратуры, разработанной в лаборатории, которой он руководил, спасла жизни многим тысячам советских лётчиков. Очень важно, что эти изделия были разработаны и производились на земле Сарапула, тем самым приумножив славу нашего города. Важно не только говорить о таких людях, важно сохранить их имена в памяти потомков навсегда.
   Во время многочисленных экскурсий по заводскому музею можно увидеть, как учащиеся школ и средних специальных учебных заведений внимательно слушают рассказ об этом уникальном человеке. История родного города раскрывается для них с новой стороны, а события Великой Отечественной войны становятся ближе и понятнее.

С. Сухинина.      http://sarapulrayon.udmurt.ru/city/kp-magazine/2015/_3-9-04.pdf
« Последнее редактирование: 28 Декабря 2017, 20:44:08 от UR6CW » Записан
UR6CW
Модератор
*
Offline Offline

Сообщений: 2088


« Ответ #3 : 28 Декабря 2017, 20:53:50 »

В интернете информации о радиополукомпасах маловато.  

RPКО-10М Чехословацкого производства. Фотография из Интернета.
Дата выпуска 05.53


* rpko10m.jpg (106.03 Кб, 960x892 - просмотрено 251 раз.)
« Последнее редактирование: 28 Декабря 2017, 21:00:11 от UR6CW » Записан
UR6CW
Модератор
*
Offline Offline

Сообщений: 2088


« Ответ #4 : 28 Декабря 2017, 20:58:57 »

Ссылки:
Радиомузей В. Громова, РПК-2 :  http://www.radioscanner.ru/forum/topic43597.html 

Сайт П. Владимирова, РПКО-10М :  http://www.rv3bc.narod.ru/RX/sssr/temp/apparaty.htm
Записан
Александр Хрисанов
Начинающий
**
Offline Offline

Сообщений: 57


« Ответ #5 : 29 Декабря 2017, 21:20:27 »

Вторая часть слова ПОЛУКОМПАС говорит о том, что для определения точного направления на работающую станцию по минимуму сигнала, нужно в ручную поворачивать рамочную антенну.

ПОЛУкомпас потому, что одна рамочная антенна не позволяет определить, с какой именно стороны находится приводная радиостанция. И что надо пользоваться дополнительно другими средствами, например магнитным компасом.
Записан

Александр Хрисанов
198152, Санкт-Петербург, Краснопутиловская 15-23
desoto53@mail.ru
www.rt20.getbb.ru
+7 921 356 20 50
UR6CW
Модератор
*
Offline Offline

Сообщений: 2088


« Ответ #6 : 02 Января 2018, 10:36:53 »

   Для радионавигации на самолёте установлены две антенны. Одна ненаправленного действия – её диаграмма направленности представляет круг. Другая, рамочная – её диаграмма направленности представляет восьмёрку. Вдоль восьмёрки – два максимума сигнала, а поперек два, очень острых минимума. При подключении двух антенн одновременно получается диаграмма, которая называется кардиоида. У кардиоиды в одну сторону максимум сигнала, в противоположную, минимум сигнала.  В этом случае определяется сторона, в которой расположена радиостанция.
   Порядок действия пилота или штурмана. Вначале по кардиоиде по максимуму определяется сторона нахождения радиостанции. После этого отключается ненаправленная антенна и поворотом рамки вручную при помощи поворотного механизма по минимуму сигнала определяется с высокой степенью точности направление на радиостанцию. Угол между направлением полёта самолёта и направлением на радиостанцию называется курсовым углом (КУР). В этом случае (ручной поворот рамки) навигационный прибор называется РАДИОПОЛУКОМПАС.
   Материал об АВТОМАТИЧЕСКОМ РАДИОКОМПАСЕ будет в следующей теме.
   30 декабря на Слёте коллекционеров в Киеве обнаружил и сфотографировал пульт управления радиополукомпасом MN-26C  американской фирмы BENDIX RADIO.


*  (112.99 Кб, 1240x1530 - просмотрено 264 раз.)

*  (101 Кб, 1271x1332 - просмотрено 263 раз.)
Записан
Александр Хрисанов
Начинающий
**
Offline Offline

Сообщений: 57


« Ответ #7 : 02 Января 2018, 19:55:56 »

А это ничего, что в обсуждаемом радио-полукомпасе РПКО-10М рамочная антенна представляет собою блок из двух неповоротных антенн?
И что если антенны неповоротные, то никакой их  ручной поворот невозможен?

Вам-же уважаемый коллега QTH отсканировал страничку из справочника. Неужели не посмотрели параметры?

У меня РПКО-10М нет (и наверное никогда не будет), но я табличку с большим интересом изучил.
Записан

Александр Хрисанов
198152, Санкт-Петербург, Краснопутиловская 15-23
desoto53@mail.ru
www.rt20.getbb.ru
+7 921 356 20 50
UR6CW
Модератор
*
Offline Offline

Сообщений: 2088


« Ответ #8 : 06 Января 2018, 22:06:36 »

А это ничего, что в обсуждаемом радио-полукомпасе РПКО-10М рамочная антенна представляет собою блок из двух неповоротных антенн?
И что если антенны неповоротные, то никакой их  ручной поворот невозможен?

Вам-же уважаемый коллега QTH отсканировал страничку из справочника. Неужели не посмотрели параметры?

У меня РПКО-10М нет (и наверное никогда не будет), но я табличку с большим интересом изучил.

 
По поводу отсканированной странички.  В 4-м пункте Антенное устройство для РПКО-10М написано:  Блок из двух неповоротных антенн, Г или Т-образных. Слово блок, на мой взгляд, говорит о том, что эти антенны работают совместно. О наличии рамки ничего не сказано. Эти антенны имеют круговую направленность. Их совместное подключение к приёмнику диаграмму направленности не меняют.  Думаю, что установка двух антенн с круговой направленностью объясняется так: одна для связной радиостанции, другая для радионавигации. Устанавливают их, как правило, сверху и вдоль фюзеляжа.
В том же пункте написано, что допустимая длина кабеля для подключения рамки 4 м. Написанное я понимаю так: если на самолёте будет установлена рамка, то  длина кабеля для подключения рамки не должна быть более 4 м.  В чём смысл применения РПКО-10М без рамки?
 
В.Г. Вотинов.
Записан
Александр Хрисанов
Начинающий
**
Offline Offline

Сообщений: 57


« Ответ #9 : 07 Января 2018, 20:12:11 »

Разглядывайте табличку внимательно.
Или например посмотрите на соседний столбец, РПК-10 - рамка неповоротная.
Записан

Александр Хрисанов
198152, Санкт-Петербург, Краснопутиловская 15-23
desoto53@mail.ru
www.rt20.getbb.ru
+7 921 356 20 50
UR6CW
Модератор
*
Offline Offline

Сообщений: 2088


« Ответ #10 : 18 Января 2018, 22:01:19 »

                                 Дополнительная информация по радиополукомпасу РПКО-10М.

     На самолёте установлены жёстко две рамочные антенны. Одна (большая) расположена перпендикулярна  продольной оси самолёта и используется для проводки самолёта по приводной или контрольной радиостанции. В этом случае переключатель работы радиокомпаса должен быть установлен в положение «К» - Компас». Другая рамка (меньшая по размеру) сигнализирует пролёт самолётом над аэродромной радиостанцией или её траверсом.  В этом случае переключатель рода работы в положении «РО» - «Радиоотметка».

                                            Работа радиокомпаса в режиме «К».  
     В электрической схеме РПКО-10М имеется электронный коммутатор, который с определённой частотой изменяет подключение ненаправленной антенны  к разным концам рамки.  В этом случае, диаграмма направленности  двух, совместно работающих антенн, представляется как две одинаковые по величине кардиоиды, но отличающиеся по знаку (по направлению на 180 градусов). При движении самолёта строго на радиостанцию стрелка индикатора на выходе радиополукомпаса будет находиться в вертикальном положении, т.к. уровень сигналов кардиоид будет одинаковым, но с разными знаками. При отклонении самолёта от курса вправо изменит положение рамки – левая сторона рамки станет ближе к радиостанции, а правая дальше.  
Упрощенно  можно сказать так, с левой стороны рамки поступает  большее напряжение , чем с  правой и стрелка индикатора отклонится вправо. При отклонении самолёта от курса влево, правая сторона рамки окажется ближе к радиостанции, а левая дальше. В результате этого на выходе радиополукомпаса появится напряжение с другим знаком, что заставит уйти стрелку индикатора влево.  Такая раскладка будет соответствовать тому случаю, когда радиостанция находится впереди самолёта.  Когда радиостанция находится сзади самолёта, происходит следующее.  При отклонении самолёта вправо от курса правая сторона рамки приблизится к радиостанции, а левая сторона удалится. В результате этого напряжение от правой стороны рамки заставит уйти стрелку индикатора влево. При отклонении самолёта влево от направления на радиостанцию, стрелка индикатора будет отклоняться вправо.
                                             Работа радиополукомпаса в режиме «РО».
 
     В этом случае работает малая рамка. При пролёте самолёта над приводной аэродромной радиостанцией или  её траверсом  включается сигнальная лампа. Этот режим используется при подготовке к «слепой посадке». \

В.Г. Вотинов.
« Последнее редактирование: 18 Января 2018, 22:14:18 от UR6CW » Записан
Страниц: [1] Вверх Печать 
« предыдущая тема следующая тема »
Перейти в:  

8: Undefined variable: header
Файл: /var/www/vhosts/oldradio.org.ua/subdomains/forum/httpdocs/last.php
Строка: 49